1. Мы говорим про езду, а не про катание. То есть перемещение по городу Москве (Питер совсем другой, например) из точки А в точку Б. Из дома в школу и сад, и школы в кружки, из кружков в магазин за овощами и напитками, и обратно домой. Это не парк, это не прогулка, это — альтернатива ходьбе, общественному транспорту и автомобилю.

2. Езда с детьми предусматривает, что мы едем по тротуару, совершенно легитимно. Ну и по велодорожкам и велополосам. Именно поэтому не подходит даже Питер, там узкие тротуары, их не чистят, а на велополосах паркуются и ездят машины. Но в Москве это отличный вариант.

3. С детьми на велосипедах есть две опции: они едут сами на своем велосипеде или всех детей грузить на свой велосипед, это не каждый велик сдюжит. Я предпочитаю грузить всех на один велик, потому что дети непоседливы, разбегаются в стороны, врезаются в пешеходов, в общем бардак происходит.

4. Самый надежный способ посадить ребенка на велосипед — это на раму. Задний багажник на втором месте, передний багажник — на третьем. На раму надо приделать детское сиденье, хотя зимой можно и без него обойтись: дети настолько плотно упакованы в комбинезоны, что сидят на раме довольно комфортно и надежно, бочком.

5. Но если не верить в этот мой хардкор, то можно купить сиденье, которое крепится к раме. Только не надо покупать эти дорогостоящие кресла bobike и Thule, они роскошны, они комфортны, но пользоваться этим космолетом совершенно невозможно. Процесс посадки-высадки настолько мучительный, а кресло занимает перед носом столько места, что это уже не езда, а пытка. Правильное сиденье — это седло на подседельном штырьке, который имеет крепление к раме, как правило к двум трубам одновременно, чтобы не вращаться. Обычно снабжается складными подножками, чтобы ребенок ставил на них ноги, а не пытался сунуть их в спицы.

6. И летом, и зимой нужна подножка, чтобы сажать ребенка на велосипед. Не боковая, а центральная – самая огромная и надежная в мире. Чтобы ребенок, сидя на велосипеде, не мог своими рывками опрокинуть велик, когда родитель его не держит. У меня Cordo Jumbo — очень надежная опора. А красивая двойная Velo Orange на велике жены — просто недоразумение какое-то.

7. В целом, шины можно не менять. Москву щедро посыпают солью, очень быстро и хорошо чистят снег. Но есть дворы, есть околонулевая температура, когда на асфальте просто влажно, а на плитке внезапно корочка льда. Поэтому шипы действительно классно работают. Я ездил пять зим без шипов, потом один раз надел из озорства — это очень впечатляет, сцепление отличное. Но они дороги, и брать их нужно в Европе с доставкой: выйдет в 2–3 раза дешевле.

8. Как ехать с детьми, которые едут самостоятельно на велосипедах. Во-первых им тоже нужно поставить шипы, а они есть на все детские размерности колес (а вот для взрослых далеко не для всех), и во-вторых снабдить всех отражателями и светом. Зимой почти всегда темно, это особенно важно быть видным. 

9. Свет. Это относится и к взрослым, и к детям. Нужны динамо-машинки и динамо-фары. Аккумуляторы проще поставить, но за ними нужно следить, заряжать, снимать, включать, выключать. Они разряжаются на морозе быстро и вот вы уже в темноте. Поэтому только динамо. Дешево — бутылочная динамка на колесо как в детстве. Дорого — динамовтулка на переднее колесо.  Отражатели — катафоты на спицы, отражатели схали под сиденьем, продаются такие натяжные треугольники, и одежда, бывает полностью отражающая — сверхэффективный метод.

10. Вернемся к багажникам. На задний багажник можно стационарно закрепить подушку, специальные продаются в Голландии, можно заказать вместе с подножкой, шинами и прочими ништяками, которых здесь нет. Если ребенок уже достаточно большой, то ловчее всего его сажать на багажник как взрослого: свесив ноги вбок. Соскакивать проще, в длинных пуховиках не нужно раздвигать ноги, и штаны пачкаются меньше.

11. На передний багажник по хорошему нужно закрепить корзину или ящик, туда можно посадить маленького ребенка, но тут нужен специфический велосипед. Дело в том, что передний багажник обычно опирается на переднюю вилку. Это плохо, это сильно влияет на езду. Сейчас все больше делают велосипедов с креплением багажника на нижнюю трубу рамы. Тогда и нагрузка может быть выше (до 25 кг), и на управляемость не влияет почти.

12. Правила дорожного движения говорят нам о том, чтобы мы спешивались на зебре. Отличная идея, но очень плохо реализуема в реальной жизни. У меня выработалась следующая концепция. Если ребенок едет один, он спешивается, потом Сева глядит налево, а Клава глядит направо. Если я еду с детьми, которые едут на своих велосипедах, я выезжаю на зебру, останавливаюсь в середине и командую детям переезжать ее. Если я везу всех детей на себе, то переезжаю не спешиваясь, предварительно установив зрительный контакт с остановившимися водителями.

14. При езде по тротуару с детьми на своих велосипедах устанавливается следующее правило: спереди едет самый маленький, за ним постарше, точно колесо в колесо. Я замыкаю колонну. На переходах оба тормозят, я проезжаю на середину и дальше они колонной пересекают дорогу. Мне легче, мои обучены были на велотреке ехать пелотоном, в принципе полезное умение. Маленький спереди для того, чтобы установить скорость, комфортную самому медленному.

15. Одежда. Зимой все должны быть одеты как на длительную прогулку на улице. Типа сесть на качели и качаться. Даже на маленьких пробегах около 1–2 км, очень стынут руки и стопы. То есть обувь должна быть настоящая, и варежки тоже. Для взрослых идеальны варежки из шкуры.

16. Вообще по стилю одежды и стилю велосипеда можно отдельно написать книжку. Моя идея в том, чтобы встроиться в город, а не противопоставлять себя ему. Никто не рад вам на тротуаре, спасибо курьерам на электровеликах, гироскутерам, и электросамокатам. Никто не рад, когда велосипедист впирается в помещение. Тут приличные чистые не сильно одетые люди, и вдруг входит какой-то монстр, с которого стаивает на пол нектар Собянина. Поэтому моя концепция такая. Одежда должна быть максимально гражданская, никаких спортивных штанов, курток, балаклав, шапочек и перчаток. Только пальто, дубленки, брюки, светлые ботинки и прочее. 

И велосипед должен быть под стать. Черный горный велосипед или фэтбайк, при всем уважении — аналог «чужого против хищника», никто их не любит, они страшные как танки, всем хочется послать вас подальше. Светлый городской велосипед, веселенький складничок, и отношение к вам улучшится, я гарантирую это.